вторник, 27 сентября 2016 г.

ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ К ФАШИЗМУ



ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ К ФАШИЗМУ

(научный доклад)

                                                                                                                       Батура Василий




Пожалуй, самым ужасным явлением за последние столетия для человечества стал фашизм.

Возникновение фашизма можно связать с возникновением массового общества, в котором преломились такие тенденции европейской действительности первой половины 20 века, как реваншизм, разочарование широких масс в политико-правовом мироустройстве, антикоммунизм, ностальгия по прошлому, экономический кризис. Зарождение фашизма связывают непосредственно с идеей т.н. "консервативной революции" - отходу от либеральных ценностей в направлении культуры прошлого, а по сути мифологизированного конгломерата идей о «великой миссии».

Понятие фашизма вышло за рамки социально-политической идеологии и в широком смысле его можно рассматривать как "тип контрлиберальной культуры, не/надклассовую форму националистического социализма, основанную на тотальной идее мононационального государства. Базируется на политическом учении, утверждающем примат государства, нации над интересами личности. Являясь масштабным проявлением общего кризиса европейской культуры, локализуется во времени и пространстве как новоевропейское культурное явление 20-40 гг. ХХ века" [3, с.20]. Неизменными спутниками фашизма являются тяготение к тоталитаризму в социальном управлении и фанатизму в мировосприятии, дискриминация; ведущей идеей - сплочение на национальной основе против внешних (и внутренних) врагов и последующий интервенционизм.

Кроме массовизации общества существенную роль в его становлении сыграло стремление к упрощению в решении актуальных задач и проблем. Также, фашизм может эксплуатироваться радикальными, маргинальными силами для достижения своих целей.

То, с какой легкостью может образовываться фашистский тип социально-политического устройства, говорят исторические факты становления подобных режимов и эксперименты. Один из известнейших – «Третья волна», воспроизведших в школе Паоло-Альто (США) немецкий режим времен правления А.Гитлера. Поэтому, можно предположить, что потенциал возникновения подобной социальной деструкции корениться в человеческой природе. Для неокультуренной, ослабленной духовно личности сопротивление таким соблазнам может стать непосильным: «Фашизм в каждом из нас и об этом надо помнить,  ограничивая  его зарождение  в самом начале  рождения мысли, не давая  ему питательной среды в обществе». (Цой Л.Н.) [4].

Пропагандистский инструментарий фашизма иррационален, манипулятивен, мифологичен. Цель – расчеловечивание, деиндивидуализация, фанатичное подчинение идеям элиты.

В основе фашизма – инертность духовной мысли, слепая вера, снятие с себя ответственности за происходящие в актуальном времени процессы.
Таким образом, можно выделить ряд внутренних и внешних факторов возникновения культуры фашизма. Внутренние: безответственность, духовная инертность, внутреннее согласие на слепую веру, неуверенность в себе, самообман. Внешние: объективные трудности жизнедеятельности, давления извне, пропаганда.

В процессуальном плане путь к фашизму начинается с оправдания дискриминации: псевдоестественный отбор, элитаризм, высшая раса и т.д. И именно отсутствие хотя бы только внешних или внутренних факторов может сдерживать возникновение подобного режима.

Контроль и профилактика данных процессов должна иметь систематический и профессиональный подход. Особенно, это касается состава и системы госуправления, реализующей делегированную обществом волю. Предпосылками для решения обозначенной задачи должны стать:
- система электронной демократии [1]
- ответственность и прозрачность системы управления обществом и государством [1
- просветительская работа и воспитание на основе диалога [2]
- гуманитарная экспертиза ключевых и острых явлений в обществе и государстве [2]
- политика социального мира, взвешенный гуманизм


Литература:

1. Батура В.В. Предпосылки внедрения системы электронной демократии в Республике Беларусь / В.В.Батура // http://miu.by [Электронный ресурс]. – 2013. - Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xxii/mim_uses_xxii_09101.pdf. - Дата доступа: 20.01.2015.
2. Батура В.В. Человековедческие дисциплины в образовательной программе / В.В.Батура // http://miu.by[Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/rnpsmu-pipsn/iii/smu_2012_seminar_38.pdf . - Дата доступа: 20.01.2015.
3. Сахибгоряев, В.Х. Фашизм как явление и концепция философии культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: 09.00.13 / В.Х. Сахибгоряев; Федеральное государственное научное учреждение «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» Южного Федерального университета. - Ростов-на-Дону, 2008. – 48 с.
4. Цой Л.Н. Московская школа конфликтологии / Л.Н. Цой // http://conflictmanagement.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/vechnyiy-fashizm. - Дата доступа: 20.01.2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий