ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ К ФАШИЗМУ
(научный доклад)
Батура Василий
Пожалуй, самым ужасным явлением за последние столетия для человечества стал фашизм.
Возникновение фашизма можно связать с возникновением массового общества, в котором преломились такие тенденции европейской действительности первой половины 20 века, как реваншизм, разочарование широких масс в политико-правово м мироустройстве, антикоммунизм, ностальгия по прошлому, экономический кризис. Зарождение фашизма связывают непосредственно с идеей т.н. "консервативной революции" - отходу от либеральных ценностей в направлении культуры прошлого, а по сути мифологизированн ого конгломерата идей о «великой миссии».
Понятие фашизма вышло за рамки социально-полити ческой идеологии и в широком смысле его можно рассматривать как "тип контрлиберальной культуры, не/надклассовую форму националистическ ого социализма, основанную на тотальной идее мононациональног о государства. Базируется на политическом учении, утверждающем примат государства, нации над интересами личности. Являясь масштабным проявлением общего кризиса европейской культуры, локализуется во времени и пространстве как новоевропейское культурное явление 20-40 гг. ХХ века" [3, с.20]. Неизменными спутниками фашизма являются тяготение к тоталитаризму в социальном управлении и фанатизму в мировосприятии, дискриминация; ведущей идеей - сплочение на национальной основе против внешних (и внутренних) врагов и последующий интервенционизм.
Кроме массовизации общества существенную роль в его становлении сыграло стремление к упрощению в решении актуальных задач и проблем. Также, фашизм может эксплуатироватьс я радикальными, маргинальными силами для достижения своих целей.
То, с какой легкостью может образовываться фашистский тип социально-полити ческого устройства, говорят исторические факты становления подобных режимов и эксперименты. Один из известнейших – «Третья волна», воспроизведших в школе Паоло-Альто (США) немецкий режим времен правления А.Гитлера. Поэтому, можно предположить, что потенциал возникновения подобной социальной деструкции корениться в человеческой природе. Для неокультуренной, ослабленной духовно личности сопротивление таким соблазнам может стать непосильным: «Фашизм в каждом из нас и об этом надо помнить, ограничивая его зарождение в самом начале рождения мысли, не давая ему питательной среды в обществе». (Цой Л.Н.) [4].
Пропагандистский инструментарий фашизма иррационален, манипулятивен, мифологичен. Цель – расчеловечивание , деиндивидуализац ия, фанатичное подчинение идеям элиты.
В основе фашизма – инертность духовной мысли, слепая вера, снятие с себя ответственности за происходящие в актуальном времени процессы.
Таким образом, можно выделить ряд внутренних и внешних факторов возникновения культуры фашизма. Внутренние: безответственнос ть, духовная инертность, внутреннее согласие на слепую веру, неуверенность в себе, самообман. Внешние: объективные трудности жизнедеятельност и, давления извне, пропаганда.
В процессуальном плане путь к фашизму начинается с оправдания дискриминации: псевдоестественн ый отбор, элитаризм, высшая раса и т.д. И именно отсутствие хотя бы только внешних или внутренних факторов может сдерживать возникновение подобного режима.
Контроль и профилактика данных процессов должна иметь систематический и профессиональный подход. Особенно, это касается состава и системы госуправления, реализующей делегированную обществом волю. Предпосылками для решения обозначенной задачи должны стать:
- система электронной демократии [1]
- просветительская работа и воспитание на основе диалога [2]
- гуманитарная экспертиза ключевых и острых явлений в обществе и государстве [2]
- политика социального мира, взвешенный гуманизм
Литература:
1. Батура В.В. Предпосылки внедрения системы электронной демократии в Республике Беларусь / В.В.Батура // http://miu.by [Электронный ресурс]. – 2013. - Режим доступа: http://media.miu .by/files/store/ items/uses/xxii/ mim_uses_xxii_09 101.pdf. - Дата доступа: 20.01.2015.
2. Батура В.В. Человековедчески е дисциплины в образовательной программе / В.В.Батура // http://miu.by[Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://media.miu .by/files/store/ items/rnpsmu-pip sn/iii/smu_2012_ seminar_38.pdf . - Дата доступа: 20.01.2015.
3. Сахибгоряев, В.Х. Фашизм как явление и концепция философии культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: 09.00.13 / В.Х. Сахибгоряев; Федеральное государственное научное учреждение «Северо-Кавказск ий научный центр высшей школы» Южного Федерального университета. - Ростов-на-Дону, 2008. – 48 с.
4. Цой Л.Н. Московская школа конфликтологии / Л.Н. Цой // http://conflictm anagement.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conflictm anagement.ru/vec hnyiy-fashizm. - Дата доступа: 20.01.2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий