вторник, 27 сентября 2016 г.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(научный доклад)

Батура Василий

Переструктурирование глобальных политических и экономических сил вызывает тектонические сдвиги в мироустройстве и автоматически демонстрирует риски разных масштабов. В основе возникающих угроз кроется, зачастую: а) противоречия в системе «общество-природа», «человек-техника» или «человек-природа»; б) противоречия между развитыми и развивающимися странами; в) геополитические противоречия, в частности между ядерными державами в сфере военно-политических отношений; г) демографические, культурные противоречия; д) манипулирование и воздействие на психику людей. Заявленная открытость общества не смогла устоять перед террором деструктивных сил и всё больше демонстрирует черты авторитаризма.

В основе кризисов лежат неотреагированные конфликты. Конфликт – это элементарная частица социального взаимодействия, так же как человек является элементарной частицей общества. В свое время, конфликт неправильно понимался как негативное явление в отношениях субъектов общественных отношений. Сейчас преобладает конструктивная точка зрения, считающая, что конфликт – это всего лишь попытка преодоления противоречий. Принципиальным является сам способ разрешения противоречий, а проявление конфликта можно считать, скорее, положительным моментом, поскольку позволяет оперативно отреагировать на конфликтную ситуацию.

Выход видится в формировании глобальной антикризисной модели развития, в корне которой стоит вопрос формирования сознательного, гибкого, нравственного, интеллектуально подготовленного человека-личности, способного управлять конфликтами, предотвращая кризисное развитие ситуации. Личностная составляющая человека предполагает наличие самостоятельности, готовности принимать эффективные, ответственные решения. Такая модель развития может быт выстроена на 5 уровнях:
  1. Личность. Формирование свободного и продуктивного индивиды связано с воспитанием в человеке осознанности и ответственности. Эрих Фром ввел понятие «авторитарный характер» - как тенденцию приспособления индивидов к простым решениям и снятия с себя ответственности за происходящие процессы. Результаты такого поведения легко проследить на примере нацистской Германии.
Но свободная ответственная личность не формируется по разнарядке и приказу – среда существования индивида во многом определяет его интенции и глубинные установки. Фром считал порочным формирование человека ориентированного исключительно на успех и славу, что в дальнейшем приводит к расколу личности и общества. Стремление же к совестливости и нравственным идеалам устраняет раздвоенность личности, - считал Кант. Лучшим способом воспитания здоровой личности является диалог.
Карл Юнг еще в 1957 году отметил огромную важность психологической основы человека: «Буквально все зависит от человеческой психе и ее функций. …Достаточно почти незаметного нарушения психического равновесия в головах нескольких правителей, чтобы мир был залит кровью, охвачен пламенем, покрыт радиоактивными осадками» [2, с.121].
  1. Экономика и госуправление. В данной области есть необходимость выделения 3-х стратегических центров развития общества и государства: а. охранительный (экспертный) – национальные интересы, безопасность, сохранение традиций; б. экономический – производство и воспроизводство продукта, формирование материального благосостояния государства и общества; в. думающий (генерация идей) – интеллектуальная составляющая: развитие мысли, творчество, инновации. Рис.1

Назрела необходимость формирования специалистов в области «докризисного менеджмента», предполагающего комплекс компетенций в таких сферах как инноватика, конфликтология, стратегический менеджмент. В сфере госуправления обыденными должны стать принципы прозрачности, электронной демократии, персональной ответственности, диалогичности, гуманитарной экспертизы, социального аудита и т.д. Возросла потребность в кодификации в сфере информационного законодательства.
  1. Общество. В сфере гражданских инициатив актуально государственно-общественное партнерство в повышении компетентности в сфере конфликтологии. Многие вопросы и проблемы могли бы быть решены на ранних стадиях своего развития при профессиональном конфликтологическом подходе со стороны общества и понимании проблем со стороны государства. Силовое, административное решение задач и вызовов не решает проблему в корне. Важно привитие в обществе различных форм сотрудничества, поощрения инициативы. Рис.2. Общественные центры и наработки в сфере конфликтологии могли бы стать ключами к решению таких задач, направлению ценной энергии конфликта в конструктивное русло. Подобные «фабрики мысли» могли бы служить социальной динамике и в качестве адекватных ситуации социальных лифтов.
  2. Национальные интересы, патриотизм. Структура патриотического воспитания включает в себя в первую очередь такие элементы, как: знание истории; охрана ресурсов и экологии; ответственность за будущее; защита идентичности и культуры.
  3. Глобальные интересы. Глобальные интересы предполагают заботу о настоящем и будущем всей Планеты и окружающего пространства. С этой точки зрения ключевым инструментом преодоления противоречий является индивидуальное философское мировоззрение и философский подход как методология.
В том же 1957 году Карл Юнг писал, что «в силу преобладающей в сознании тенденции искать источник всех бед во внешнем мире, люди все громче требуют политических и общественных перемен, которые, как они полагают, автоматически разрешат гораздо более глубокую проблему раздвоения личности. Однако, когда требования выполняются, возникают политические и общественные условия, в которых вновь возникают те же самые болезни, хотя и в измененной форме. Все просто становится с ног на голову…» [2, с.119].

Образовательная система, направленная на воспроизводство целостного индивида, развитие таких компетенций, как начала духовности, культуры, философского подхода (не с точки зрения формального набора сведений, а как практический инструмент личности) могла бы стать сильным подспорьем в воспитании человека будущего.

«С точки зрения гуманитарной экспертизы очевидна необходимость перехода от заорганизованной, забюрократизированной школы к школе «теплой», видящей в человеке не «кадровые ресурсы», будущие «трудовые резервы» для решения экономических или политических задач, а личность, – считает академик Тульчинский. - …Речь идет об удовлетворении острого интереса подростков к предельным вопросам бытия, самоопределения, смысла жизни. Позже этот интерес вытесняется жизненным напором приобретения профессии, личностного самоутверждения и т.п.» [1].

Литература:

1. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология / Г.Л. Тульчинский [Электрон. ресурс]. - 2012. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2871.htm – Дата доступа: 08.12.2015.
2. Юнг, К.Г. Нераскрытая самость (настоящее и будущее) /Карл Юнг// Избранное / Попурри. - Минск, 1998. – C. 78-140.

Комментариев нет:

Отправить комментарий